вторник, 4 декабря 2012 г.

Книга слова Божьего. Глава 4


ГЛАВА 4 Книга Слова Божьего

21/4.1. Когда царь Со-ци издал указ о том, чтоб Заратустра был найден и приведен к нему, иначе  все младенцы мужского пола города Оас будут убиты, Владыки вызвали роды у жены царя и дочери царя – жены философа Ашы. Обе женщины дали жизнь двум сыновьям в один день, на месяц раньше срока, но, несмотря на это младенцы родились здоровыми и красивыми. Теперь, в соответствии с законами Оас, царь не мог отменить или изменить свой указ, ибо его должность требовала непогрешимости.  И теперь царь сам должен был подчиниться, обрекая на смерть свою кровь и плоть.
21/4.2. Таким образом, после напрасных попыток найти Заратустру, царь раскаялся в своем решении, но не знал способа отменить указ. Аша, услышав об этом, покинул своё укрытие, сказав себе: «Сейчас я пойду к царю и заставлю его следовать указу, даже ценой своей жизни». Итак,  Аша предстал пред Со-ци, поприветствовав царя, сказал: «О, царь, я слышал о твоем затруднительном положении и пришел к тебе с советом».
21/4.3. Царь был разгневан и сказал: «Аша, мой друг, услышь своего царя. Ты пришел ко мне, с удивительной историей о сыне девы, которая утверждает, что никогда не знала мужчины. Теперь, в соответствии с законами Города Солнца, любой человек, который не может подтвердить свои слова, приговаривается  к смерти. Разве приговор не должен быть исполнен только из-за того, что мы с тобой кровные родственники?»
21/4.4. Аша ответил: «В твоих словах истина, О, царь, законы должны исполняться. Все твои законы высшие, не так ли? Из этого следует, что если человек занимает самое высокое положение и его законы главнее всего другого, то они не могут не быть исполнены. Таким образом, ты должны меня убить. Не подумай, что я пришел к тебе умолять о пощаде, дабы спасти свою жизнь. Уж лучше пусть погибнут все люди, чем царские указы будут не исполнены».
21/4.5. И сказал царь: «Ты мудр, О, Аша. Закон не может ошибаться, ибо является эталоном, по которому судят всех остальных. И тот, кому предначертано стать царем, является от природы непогрешимым и главнейшим. История доказывает это. Но скажи мне, ибо ты обладаешь мудростью солнца, луны и звезд: Царь - тот, кто является высшим из всех людей, как может быть ограничен? Разве он может никогда не издавать новые указы?»
21/4.6. Аша сказал: «Я не буду тебя обманывать, О, царь! Я понимаю и не прошу за себя, лишь только за твоего собственного младенца-сына, и за маленького сына твоей дочери. И я здесь не для того, чтобы демонстрировать своё знание |1| (чтобы спасти тебя от твоих указов), хотя я и люблю жизнь. Но вот дилемма: при изменении одного закона, ты признаешь, что все законы принятые человеком возможно тоже нуждаются в изменении, тогда они перестают быть справедливыми. |2| Как же в таком случае судить людей по законам? Разве эта ошибка не возникла для того, чтобы помочь установить истину?» |3|
21/4.7. И сказал царь: «Ты грамотно рассуждаешь. Сегодня утром, во время прогулки в саду, я видел, как солдаты развешивают скальпы своих врагов на солнце для просушки, и задался вопросом: может ли случится так, что в грядущих веках более слабые народы и племена людей смогут попытаться оправдать своё право на жизнь. Таким образом, если цари признают свои указы и законы ошибочными, никто не сможет предвидеть, чем это может обернуться. Ибо даже рабы, слуги и женщины восстанут против законов, и будут отстаивать свое право на жизнь. Как же тогда земля сможет вместить такое количество людей? Тем не менее, почему же тогда, О, Аша, я испытываю такую душевную боль от мысли об убийстве своего сына?»
21/4.8. Аша сказал: «Что для тебя сочувствие, О, царь? Если ты можешь оправдать тот факт, что твой ребенок избежал смерти благодаря твоей милости, может ли моя жена и мои дети желать, чтоб мне сохранили жизнь из сочувствия? Нет, ибо сострадание является врагом закона и справедливости, - это зло, присутствующее в нашей натуре, взывающее ко злу. Законы должны соблюдаться; указы должны быть выполнены; слово царя должно быть непоколебимо. Ни один человек не должен позволять своему мнению быть выше закона или указа царя».
21/4.9. Аша сказал: «Это - город Солнца. Если этот город опять начнет жить по своим собственным законам, как же тогда будут жить города-данники (платящие дань – п.п.)? Не начнут ли они тоже  проявлять неуважение к законам, не заявят ли: «Возможно, ваши законы не правильны?» Это приведет к анархии. Величие города должно быть сохранено только для одной цели - чтобы разделять намерения и суждения людей, чтобы рассеивать по ветру славу нашей гражданской свободы. Разве не  отсутствие уважением к законам в сочетании с суевериями спровоцировало гибель древних народов?»
21/4.10. И сказал царь: «Как же мне быть, О, Аша? Я видел улыбку своего сына!»
21/4.11. Аша сказал: Ты должен отправить меня, своего сына, сына своей дочери, и всех младенцев мужского пола на казнь, чтобы всех обезглавили и бросили в огонь. В противном случае, сбудется то, что сказал младенец Заратустра: «Узри, моя рука сокрушит город Оас, превратив его в  гору соломы.
21/4.12. Не думай, О, царь, я не суеверен  и не боюсь никаких угроз, но я понимаю, что если подвергнуть сомнению хоть один закон, тогда  каждый человек, каждый житель города Оас станет толковать законы, как ему вздумается. И твои солдаты восстанут против тебя, и твоему славному царству придет конец».
21/4.13. После тридцати дней поисков по городу, деву с младенцем так и не нашли. Царь назначил день казни, следуя своему указу. Всего девяносто тысяч младенцев мужского пола, включая новорожденного сына царя, были приговорены к смерти.
21/4.14. В это время, Владыка отправился к Хоижону и вдохновил его на создание песни о Заратустре - младенце, который оказался сильнее царя; а также песни о приказе царя убить девяносто тысяч сыновей Оас. И благодаря красоте и смыслу этих песен, люди пели их на улицах днем ​​и ночью. В них при помощи сатиры описывалась вся трагичность происшедших событий, так что даже царь не мог бы запретить эти песни.


|1| демострировать превосходство (здесь: превосходное рассуждение)
|2| т. е. мудрость несовершенна (и, следовательно, нельзя доверять)
|3| Слова Ашы означают, что человек должен обладать величайшим совершенством, эталоном для принятия решений. Низшая мудрость идет от высшей мудрости, если же высшая мудрость несовершенна, то и все низшие мудрости будут несовершенны, и человек останется без моделей, по которым можно судить. Это создает предпосылки для дезинтеграции человеческого общества, и в конечном итоге наступает анархия --- ибо при отсутствии совершенного, нет единства, и система в целом разрушается.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Пожалуйста, по делу.